Пояснительная записка
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно
мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации
гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные
процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс,
предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование
профессионально значимых качеств. Поэтому поддержка, адресное методическое
сопровождение профессионального роста молодых специалистов является одной из
ключевых задач кадровой политики МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ».
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую
практику. Проблема становится особенно актуальной в связи сведением профессионального
стандарта педагога и новых ФГОС, так как возрастают требования к повышению
профессиональной компетентности каждого специалиста.
Начинающему учителю необходима адресная профессиональная помощь в овладении
педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного
руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя,
способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике
роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его
педагогической деятельности.
Решению стратегических задач кадровой политики МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ»
будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной
оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать
у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации и карьерному
росту. В системе наставничества должна быть отражена жизненная необходимость молодого
специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему
адресную практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его
профессиональную компетентность.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
Наставника по развитию у молодого педагога (далее Наставляемого лица) необходимых
навыков и умений ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у Наставляемого лица знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
Настоящая программа призвана помочь организовать деятельность наставников с
молодыми педагогами на уровне общеобразовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год
Целью наставничества является успешное закрепление на рабочем месте молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать
актуальные педагогические задачи на более высоком уровне.
Основными задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации
Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности,
а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
- формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом
результатов своей профессиональной деятельности;
- дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы
на основе выявленных потенциальных возможностей Наставляемого лица;
- ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
- способствовать развитию интереса Наставляемого лица к педагогической
деятельности; ускорение процесса профессионального становления молодого
педагога;
- приобщение Наставляемого лица к корпоративной культуре образовательной
организации.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на
основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и организация взаимопосещения.
3. Планирование и анализ педагогической деятельности (по четвертям).
4. Помощь молодому учителю в повышении эффективности организации учебновоспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,
научно - исследовательской деятельности учащихся во вне учебное время (олимпиады,
смотры, предметные недели, и др.).
6. Привлечение молодого педагога к участию в работе педагогических сообществ.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого педагога.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями:
консультирование (индивидуальное, групповое);
активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги,
собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др.).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого
специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать
программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу
адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя,
помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной
компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих
функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
добровольность;
гуманность;
соблюдение прав молодого специалиста;
соблюдение прав наставника;
конфиденциальность;
ответственность;
искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
взаимопонимание;
способность видеть личность.
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества.
1. Результатом реализации программы по наставничеству является высокий уровень
включенности Наставляемого лица в педагогическую деятельность, культурную
жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и
развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
2. Показателями оценки эффективности работы Наставника является достижение
Наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы
наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3. Наставляемые лица получат необходимые для данного периода профессиональной
реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также
стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и
профессии.
Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:
повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по
наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального
состояния;
рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качествепедагога в
данном коллективе (образовательной организации);
качественный рост успеваемости и улучшение поведения в группах, с которыми
работает Наставляемое лицо;
сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
рост числа продуктов деятельности участников программы наставничества:
статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.
Планируемые мероприятия реализации программы наставничества
Сентябрь
Инструктаж:
Нормативно – правовая база МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ» (программы, методические
пособия, ФГОС), правила внутреннего распорядка учреждения; виды и организация
режимных моментов.
Изучение инструкций: Как вести текущую документацию, работа с методической
литературой. Выполнение единых требований к организации учебно-воспитательного
процесса.
Беседа:
Составление и утверждение индивидуального плана (программы) работы Наставника с
Наставляемым лицом.
Работа с УМК. Методической литературой.
Структура урока. Конспект урока.
Методы оценки уровня усвоения программы обучающимися.
Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.
Профессиональные дефициты молодого педагога. Профессиональный запрос на КПК.
Консультации:
Структура урока и методика преподавания в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока.
Рабочая программа воспитательной работы МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ». План
воспитательной работы классного руководителя (при наличии классного руководства).
Коллективный договор. Система стимулирующих выплат.
Практическое занятие:
Планирование и организация работы по учебно-воспитательной деятельности:
- составление рабочей программы по предмету;
- составление рабочей программы ВУД;
- работа с учебно- методической литературой;
- работа в АИС «Сетевой город».
Посещение молодым специалистом открытых занятий педагога-наставника, педагогов –
стажистов.
Разработка технологической карты урока.
Октябрь
Беседа
Организация индивидуальных занятий с различными категориями детей.
Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности.
Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по
выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к
педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.
Ознакомление учителя-наставника с конспектами урока, технологическими картами
уроков и занятий ВУД (еженедельно).
Лучшие традиции школы.
Работа молодого педагога в МО.
Определение темы по самообразования.
Консультации:
Взаимодействие учителя –предметника с классным руководителем по вопросам
организации учебно-воспитательного процесса в классе, индивидуальной работы с
обучающимися по преодолению пробелов знаний.
Реализация плана воспитательной работы классного руководителя (при наличие
классного руководства).
Участие молодого педагога в работе профессиональных сообществ.
Формирование и развитие универсальных учебных действий на основе использования
современных образовательных технологий, активных формы и методы обучения.
Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению
учебных затруднений.
По текущим проблемам реализации рабочих программ.
Практическое занятие:
Отработка структура урока в условиях реализации ФГОС.
Посещение молодым специалистом открытых занятий педагога-наставника, педагогов –
стажистов.
Участие в муниципальной программе наставничества.
Посещение уроков молодого педагога.
Ноябрь
Беседа:
Педагогические проблемы молодого специалиста.
Участие в общественной жизни школы.
Консультации:
Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.
Участие молодого педагога в реализации инновационной деятельности МАОУ «СОШ №
40 г.Улан-Удэ». Дифференцированное обучение.
Критериальная оценка знаний обучающихся.
Практическое занятие:
Мастер – класс учителя – наставника "Активные способы и методы формирования и
развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС".
Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника, учителей – стажистов.
Посещение уроков молодого педагога.
Декабрь
Беседа:
Корректировка индивидуального плана (программы) работы Наставника с Наставляемым
лицом.
Портфолио учителя (участие в конкурсных мероприятиях, фестивалях, способы проявить
таланты и возможности детей и педагога)
Консультации:
Корректировка календарно – тематического планирования рабочих программ;
Эффективность реализация плана воспитательной работы классного руководителя (при
наличие классного руководства).
«Здоровьесберегающие технологии».
Качественная рефлексия урока.
Практическое занятие:
Методическая разработка: «Мой первый урок».
Подготовка к декаде молодого учителя.
Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника и коллег.
Посещение уроков молодого педагога.
Круглый стол: «Психологические проблемы повышения эффективности педагогического
взаимодействия учителя и ученика».
Январь
Консультации:
Личностно –ориентированное обучение. Дифференциация образования.
Олимпиадное движение школьников.
Портфолио ученика.
Практикум:
«Декада молодого учителя».
Посещение уроков.
Февраль
Практикум:
Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника и коллег.
Консультации:
«Проектная деятельность учителя».
Виды уроков.
Участие молодого педагога в конкурсах профессионального мастерства.
Март
Консультации:
Текущим проблемы организации УВП.
Корректировка рабочих программ.
«Факторы, которые влияют на качество учебно-воспитательного процесса»;
Практикум:
Посещение молодым специалистом открытых занятий наставника и коллег.
Открытое занятие молодого специалиста.
Тематические мастер – классы.
Апрель
Практикум: «Мой первый шаг педагогической деятельности» (выступление молодого
специалиста на МО по теме самообразования)
Май
Круглый стол в кабинете директора:
«От молодого специалиста к успешному педагогу»:
- отчеты о деятельности Наставника и Наставляемого лица;
- перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений
Наставляемого лица
Практикум:
Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их
обсуждение.
Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым
специалистом за 2021-2022 учебный год. Обсуждение итогов и рекомендаций.
Мониторинг результатов деятельности программы наставничества (анкетирование).
Консультации:
Разработка рабочих программ на 2022-2023уч.г.
Перечень документов, регламентирующих реализацию программы
наставничества
документам, регламентирующим реализацию программы наставничества,
К
относятся:
- настоящее Положение;
- приказ руководителя образовательной организации об организации наставничества;
- индивидуальный план (программа) работы Наставника с Наставляемым лицом;
- отчеты о деятельности Наставника и Наставляемого лица;
- программа мониторинга результатов деятельности программы наставничества
(анкетирование);