Учебный план на 2021-2022 учебный год для 5-9 классов МАОУ «СОШ №40 г.Улан-Удэ» Пояснительная записка к учебному плану МАОУ «СОШ №40 г. Улан-Удэ» Учебный план и логика его построения отражают специфику ОУ, которые определены в целях и задачах данного образовательного учреждения: это развитие творческого и интеллектуального потенциала в условиях непрерывного образования. Учебный план ОУ разработан на основе нормативно-правовых актов: • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» • Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г. № 1577); • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) • Приказа Минобрнауки РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Письма Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" • Приказ № 766 Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254". • Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия"; • Устава МАОУ «СОШ № 40 г. Улан-Удэ» Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение целей: - обеспечение вариативности образовательного процесса, - сохранение единого образовательного пространства, обеспечение равных возможностей для всех обучающихся в получении качественного образования, повышение результативности обучения детей, преемственность образовательных программ на разных уровнях образования, соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, выполнение гигиенических требований к условиям обучения школьников, защита учащихся от перегрузок и сохранения их здоровья. Введение данного учебного плана предполагает: 1. Обеспечение базового образования для каждого школьника в соответствии с ФГОС в 5-9 классах. 2. Удовлетворение образовательных запросов учащихся и их родителей. 3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся. Режим организации образовательного процесса школы МАОУ СОШ №40 является общеобразовательным учреждением, работает в режиме пятидневной учебной недели в 5-9 классах, в две смены в соответствии с Уставом учреждения. Учебная нагрузка обучающихся в учебном плане не превышает предельно допустимую. Продолжительность урока - 40 минут. Учебный год начинается с 1 сентября, продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели в 5-9 классах. Учебный год представлен учебными четвертями: I четверть – 9 недель II четверть – 7 недель III четверть – 10 недель IV четверть – 8 недель. Календарные сроки каникулярных периодов рекомендуются Комитетом образования Администрации г.Улан-Удэ. В 2021-2022 учебном году на II-ой ступени обучения в школе будут функционировать 16 классов, из них: • 5-х – 4 класса; • 6-х – 3 класса; • 7-х – 3 класса • 8-х – 4 класса • 9-х – 2 класса Структура учебного плана и содержание предметных областей в учебном плане В учебном плане на 2021-2022 учебный год в необходимом объёме сохранено содержание учебных программ, являющихся обязательными, обеспечивающими базовый уровень и гарантирующими сохранение единого образовательного пространства на территории РФ. Обучение осуществляется по учебно-методическим комплексам, вошедшим в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на территории РФ. Учебный план ОУ состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей учебного плана составляет в 5-9 классах 70% - 30%. Обязательная часть выполняет функцию образовательного стандарта, обеспечивает изучение учебных предметов федерального государственного стандарта основного общего образования, право на полноценное образование. Обязательная часть представлена следующими предметами: русский язык, литература, родной (русский) язык и родная (русская) литература, иностранный язык (английский), второй иностранный язык (немецкий), математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, ОБЖ. Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами «Русский язык», «Литература». Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена предметами «Родной язык (русский)», «Родная литература на родном языке (русском)» и обеспечивает воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; Предметная область «Иностранный язык. Второй иностранный язык» реализуется предметом «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык (немецкий)». При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы в 5,7 классах. Овладение вторым иностранным языком на базовом уровне предполагает владение материалом общекультурной направленности, минимально достаточным для осуществления иноязычного общения в наиболее распространенных ситуациях социально-бытовой и учебно-трудовой сфер общения и умения пользоваться этим материалом в повседневном общении. Предмет изучается в 9 классах. Предметная область «Математика и информатика» реализуется предметами«Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика». Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности и др. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена предметами «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География». Предметная область обеспечивает формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Предметная область «Искусство» представлено предметами«Музыка»,«Изобразительное искусство» и обеспечивает - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; овладение интонационнообразным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи междуразличными видами искусства; формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» начальной школы, должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предмет реализуется во внеурочной деятельности в объеме 1 часа в 5-х классах. Предметная область «Естественнонаучные предметы» реализуется предметами «Физика», «Химия», «Биология». Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Предметная область «Технология» реализуется предметом«Технология» в соответствии с Концепцией преподавания предметной области "Технология" в 5-6 классах. Изучение предмета «Технология» обеспечивает становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого техникотехнологические знания; развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности. В 7-8 классах Изучение предмета «Технология» обеспечивается в соответствии с ФГОС. При проведении занятий по технологии осуществляется деление классов на две группы. Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется предметами«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». В учебном плане 5-х классов предусмотрено 3 часа физической культуры, 6-9 классов предусмотрено 2 часа физической культуры. Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях и др. Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде. На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю в 8-9 классах, всего 34 часа в год. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, нацелена на обеспечение и реализацию этнокультурных интересов и потребностей обучающихся и представлена с учетом мнения родителей (законных представителей) предметом «Бурятский язык как государственный» в объеме1часа в неделю в 5-9классах. Формы промежуточной аттестации В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ ст.58, а также Положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» в МАОУ СОШ №40 проводится промежуточная аттестация обучающихся в установленные календарным учебным графиком сроки. Учебные предметы класс Формы промежуточной аттестации обучающихся Русский язык 5-8 Диктант Литература 5-9 Сочинение Родной язык 5-9 Тест Родная литература 5-9 Учет текущих достижений Иностранный язык 5-9 ИКР иностранный 5-9 ИКР Математика 5-6 ИКР Алгебра 7-8 ИКР Геометрия 7-8 ИКР Информатика 5-9 тест История России 5-9 ИКР Обществознание 5-9 ИКР Второй язык География 5-9 ИКР Основы духовно- 5-6 Учет текущих достижений Физика 5-9 ИКР Химия 5-9 ИКР Биология 5-9 ИКР Музыка 5-8 Учет текущих достижений Изобразительное искусство 5-7 Учет текущих достижений Технология 5-8 Защита проекта нравственной культуры народов России Основы безопасности 8-9 жизнедеятельности Тест с практической частью Физическая культура 5-9 Учет текущих достижений Бурятский язык 5-9 Тест Курсы по выбору 5-9 тест Итоговый проект 9 Защита проекта Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, проводится в форме основного государственного экзамена по окончании 9 класса в обязательном порядке по учебным предметам: Русский язык; Математика. Итоговая аттестация учащихся 9 класса проводится в соответствии с действующим законодательством. Недельный учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ», реализующий ООП ООО, в соответствии с Федеральным государственным стандартом 2021-2022 учебный год V классы 5 дневная неделя Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Обязательная часть 5А 5Б 5В Русский язык и Русский язык 5 5 5 литература Литература 3 3 3 Родной язык и Родной язык (русский) 0,5 0,5 0,5 родная литература Родная литература (русский) 0,5 0,5 0,5 Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 3 3 3 Математика и Математика 5 5 5 информатика ОбщественноИстория России 1 1 1 научные предметы Всеобщая история 1 1 1 Обществознание География 1 1 1 Биология 1 1 1 Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 Технология Технология 2 2 2 Физическая Основы безопасности культура и основы жизнедеятельности безопасности Физическая культура 2 2 2 жизнедеятельности ИТОГО 27 27 27 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык 1 1 1 Физическая культура 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 29 29 Недельный учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ», реализующий ООП ООО, в соответствии с Федеральным государственным стандартом 2021-2022 учебный год VI классы 5 дневная неделя Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Обязательная часть 6А 6Б 6В Русский язык и Русский язык 6 6 6 литература Литература 3 3 3 Родной язык и Родной язык (русский) 0,5 0,5 0,5 родная литература Родная литература (русский) 0,5 0,5 0,5 Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 3 3 3 Второй иностранный язык (немецкий) Математика и Математика 5 5 5 информатика Алгебра Геометрия Информатика ОбщественноИстория России 1 1 1 научные предметы Всеобщая история 1 1 1 Обществознание 1 1 1 География 1 1 1 ЕстественноФизика научные предметы Химия Биология 1 1 1 Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 Технология Технология 2 2 2 Физическая Основы безопасности культура и основы жизнедеятельности безопасности Физическая культура 2 2 2 жизнедеятельности ИТОГО 29 29 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 30 30 30 Недельный учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ», реализующий ООП ООО, в соответствии с Федеральным государственным стандартом 2021-2022 учебный год VI классы 5 дневная неделя Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Обязательная часть 6А 6Б 6В Русский язык и Русский язык 6 6 6 литература Литература 3 3 3 Родной язык и Родной язык (русский) 0,5 0,5 0,5 родная литература Родная литература (русский) 0,5 0,5 0,5 Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 3 3 3 Второй иностранный язык (немецкий) Математика и Математика 5 5 5 информатика Алгебра Геометрия Информатика ОбщественноИстория России 1 1 1 научные предметы Всеобщая история 1 1 1 Обществознание 1 1 1 География 1 1 1 ЕстественноФизика научные предметы Химия Биология 1 1 1 Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 Технология Технология 2 2 2 Физическая Основы безопасности культура и основы жизнедеятельности безопасности Физическая культура 2 2 2 жизнедеятельности ИТОГО 29 29 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 30 30 30 Недельный учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ», реализующий ООП ООО, в соответствии с Федеральным государственным стандартом 2021-2022 учебный год (VII классы) 5 дневная неделя Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Обязательная часть 7А 7Б 7В Русский язык и Русский язык 3 3 3 литература Литература 2 2 2 Родной язык и родная Родной язык (русский) 0,5 0,5 0,5 литература Родная литература 0,5 0,5 0,5 (русский) Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 3 3 3 Алгебра 3 3 3 Геометрия 2 2 2 Информатика 1 1 1 Общественно-научные История России 1 1 1 предметы Всеобщая история 1 1 1 Обществознание 1 1 1 География 2 2 2 Естественно-научные Физика 2 2 2 предметы Биология 1 1 1 Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное 1 1 1 искусство Технология Технология 2 2 2 Физическая культура и Физическая культура 2 2 2 основы безопасности жизнедеятельности ИТОГО 29 29 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык 1 1 1 Биология 1 1 1 Русский язык 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 32 32 32 Недельный учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ», реализующий ООП ООО, в соответствии с Федеральным государственным стандартом 2021-2022 учебный год (VIII классы) 5 дневная неделя Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Обязательная часть 8А 8Б 8В Русский язык и Русский язык 2 2 2 литература Литература 2 2 2 Родной язык и Родной язык (русский) 0,5 0,5 0,5 родная литература Родная литература 0,5 0,5 0,5 (русский) Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 3 3 3 Алгебра 3 3 3 Геометрия 2 2 2 Информатика 1 1 1 ОбщественноИстория России 1 1 1 научные предметы Всеобщая история 1 1 1 Обществознание 1 1 1 География 2 2 2 ЕстественноФизика 2 2 2 научные предметы Химия 2 2 2 Биология 2 2 2 Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное искусство Технология Технология 2 2 2 Физическая Основы безопасности 1 1 1 культура и основы жизнедеятельности безопасности Физическая культура 2 2 2 жизнедеятельности ИТОГО 31 31 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 1 1 1 Бурятский язык 1 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 33 33 33 8Г 2 2 0,5 0,5 3 3 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 1 2 31 1 1 33 Недельный учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ», реализующий ООП ООО, в соответствии с Федеральным государственным стандартом 2020-2021 учебный год IX классы 5 дневная неделя Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Обязательная часть 9А 9Б Русский язык и Русский язык 3 3 литература Литература 3 3 Родной язык и Родной язык (русский) 0,5 0,5 родная литература Родная литература (русский) 0,5 0,5 Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 2 2 Второй иностранный язык 1 1 (немецкий) Математика и Математика информатика Алгебра 3 3 Геометрия 2 2 Информатика 1 1 ОбщественноИстория России 1 1 научные предметы Всеобщая история 1 1 Обществознание 1 1 География 2 2 ЕстественноФизика 3 3 научные предметы Химия 2 2 Биология 2 2 Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая Основы безопасности 1 1 культура и основы жизнедеятельности безопасности Физическая культура 2 2 жизнедеятельности ИТОГО 31 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык 1 1 Обществознание 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 33 33